Символы Олимпиады — тема 2 ОИ (эмблема, флаг, гимн)

Здравствуйте, друзья!

Символы Олимпиады были созданы для того, чтобы все узнали об этом спортивном движении и присоединялись к нему.

К символам относят эмблему, флаг, гимн, клятву, оливковую ветвь, огонь, медали, талисманы.

С символами мы познакомимся в нескольких отдельных статьях, чтобы все сразу не смешивать.

В этот раз мы поговорим о самой эмблеме, олимпийском флаге и гимне.

На шестнадцать веков Олимпийские игры ушли в прошлое. Некоторые смельчаки пытались возродить это великое действие, но к большому сожалению мечты оставались мечтами. И только в конце XIX века некоему барону Пьеру де Кубертену удалось всё-таки возродить Олимпиаду. Он и стал основателем современного Олимпийского движения. Барон был настолько захвачен древней спортивной идеей, что многие годы посвятил изучению данного вопроса.

символы олимпиады

* Покажите ребёнку портрет и расскажите в нескольких словах, не вдаваясь в подробности. Просто скажите, что долгие годы Олимпийских игр не было. Были попытки их снова возродить, но ничего не получалось и, однажды, нашелся такой смельчак – красивый, весёлый, мудрый дядя, которому удалось-таки возродить Олимпиаду. Всем олимпиадам, которые были и будут, а также той, что пойдёт сейчас по телевизору мы благодарны ему.

В 1912 году проходил конкурс искусств, в честь V Олимпийских игр. Победителем оказался Пьер де Кубертен, который сочинил «Оду спорту», состоящую из девяти глав и был удостоен золотой медали.

«Ода спорту» Пьер де Кубертен

1. О, СПОРТ! ТЫ — НАСЛАЖДЕНИЕ!
Ты верный, неизменный спутник жизни.
Нашему духу и телу ты щедро даришь радость бытия.
Ты бессмертен.
Ты здравствуешь и сегодня, после крушения
затерянных в веках олимпиад.
Ты торжествующий вестник весны человечества,
весны, когда зарождалось упоение от гармонии разума и силы.
Ты, как эстафету, передаешь нам это наследие предков.
Проходят века. Жизнь торжествует. Ты живешь,
не подвластный времени, спорт!

* Можно, если есть желание, рассказать в двух словах – спорт всегда и всем помогает, поддерживает наш организм, тело, дух. Спорт вечен. Автор сожалеет, что традиции олимпиад были утрачены. Он верит, что произойдёт возрождение и спорт снова займёт достойное место в мире. Олимпиады смогут объединять людей разных наций, традиций, интересов.

Также, здесь можно поговорить в целом о традициях. Об их важности и роли в стране, семье.

2. О, СПОРТ! ТЫ — ЗОДЧИЙ!
Ты помогаешь находить пропорции
совершеннейшего творения природы-
человека, торжествующего в победе и
сокрушающегося в неудаче.
Ты — мастер гармонии.
Ты делаешь нас сильными, ловкими, статными,
исправляешь недостатки, с которыми мы рождаемся.
Ты особенный, необычный зодчий.
Твой строительный материал — человек в движении.
Ты доказал, что вечное движение — не мечта, не утопия.
Оно существует. Вечное движение — это спорт.

* Вспомните и расскажите ребёнку о своём детстве. Вы занимались спортом? В какие секции ходили? Что интересного осталось в памяти? Покажите ребёнке фотографии тех времён, если они сохранились. Может быть, вы знаете, каким спортом занимались ваши дедушки, бабушки. Или у вас были знаменитые знакомые. Устройте вечер воспоминаний о спорте.

3. О, СПОРТ! ТЫ — СПРАВЕДЛИВОСТЬ!
Ты указываешь прямые, честные пути,
которые ищут люди для достижения целей,
поставленных в жизни. Ты — беспристрастен.
Ты учишь, что правила соревнований — закон.
Ты требуешь: «Ни один спортсмен, выполняющий упражнения
перед зрителями и судьями, не должен переступать
эти правила».
Ты определяешь границы между видами спорта.
Нет судьи взыскательнее и строже, чем ты сам.
Непоколебимо твое требование справедливых оценок
за истинные достижения.

* Очень советую поговорить с ребёнком обо всё, что рассказано в этой части оды, но применительно не только к спорту, а к жизни в целом.

4. О, СПОРТ! ТЫ — ВЫЗОВ!
Ты требуешь борьбы.
Вся сила наших мускулов сосредоточена
в одном на взрыв похожем слове — спорт.
Ты трубадур.
Твой пламенный, волнующий призыв
находит отклик в наших сердцах.
Ты спрашиваешь у вышедших на старт:
зачем же сила, опыт и ловкость,
если не мечтать о победном финише?
Ты утверждаешь — надо мечтать. Надо сметь. Надо дерзать.
Ты убеждаешь, требуешь, приказываешь.
Ты зовешь людей помериться силой. Преодолеть себя.

* Ох, как мне понравились последние строчки этой части оды. Дорогие мамочки, так важно, чтобы ваш ребёнок знал, что если он и упадёт в жизни, то просто обязан найти в себе силы подняться. А вы всегда будете рядом и поможете, поддержите в трудную минуту.

Посмотрите, как здорово сказано – «Надо мечтать. Надо сметь. Надо дерзать».

Растите уверенных в себе детей, в своих силах (не только физических). Научите обдумывать каждый шаг, планировать, стремиться и идти к достижениям.

5. О, СПОРТ! ТЫ — БЛАГОРОДСТВО!
Ты осеняешь лаврами лишь того,
кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно.
Ты — безупречен.
Ты требуешь высокой нравственности, справедливости,
моральной чистоты, неподкупности.
Ты провозглашаешь: если кто-нибудь достигает цели,
введя в заблуждение своих товарищей,
достигнет славы при помощи низких, бесчестных приемов,
подавив в себе чувство стыда,
тот заслуживает позорного эпитета,
который станет неразлучен с его именем.
Ты возводишь стадионы — театры без занавесей.
Все свидетели всему. Никакой закулисной борьбы.
Ты начертал на своих скрижалях:
«Трижды сладостна победа, одержанная в благородной честной борьбе».

* Какой мудрый дядя! :) Здесь, лучше всего в разговоре опираться на ситуации, которые происходили в жизни вашего ребёнка. Вспомните вместе с ним, как поступал он, как поступали его одногруппники по саду, одноклассники, знакомые по дому, двору.

Не уходите от этих тем, они очень важные. Помогите детям осознать, проанализировать данную тему.

6. О, СПОРТ! ТЫ — РАДОСТЬ!
Ты устраиваешь праздники для тех, кто жаждет борьбы,
и для тех, кто жаждет этой борьбой насладиться.
Ты — ликование. Ты горячишь кровь.
Заставляешь учащенно биться сердце.
Как радостно, как отрадно откликнуться на твой зов.
Ты раздвигаешь горизонты. Проясняешь дали.
Вдохновляешь стартующих на ближний финиш.
Ты врачуешь душевные раны.
Печаль или скорбь одного отступает в то мгновение,
когда нужно побороть все перед многооким взглядом многих.
Доставляй же радость, удовольствие, счастье людям, спорт!

* Посмотрите вместе с детьми Олимпиаду 2014 – вместе! Пусть это станет семейной традицией. Это же так здорово что-то делать вместе. Настоящее Торжество!

7. О СПОРТ! ТЫ — ПЛОДОТВОРНОСТЬ!
Ты преградой встаешь на пути пагубных недугов,
извечно угрожающих людям.
Ты — посредник.
Ты рекомендуешь страждущим, немощным,
хворым лучшее из лекарств. Себя.
Ты примером своих сильных, здоровых,
статных, мускулистых, закаленных,
не поддающихся болезням приверженцев,
врачуешь отчаявшихся. Ты горячишь кровь.
Заставляешь учащенно биться сердце.
Исцеляешь от недугов.
Ты — красная строка в «Кодексе здоровья».
Ты утверждаешь: «В здоровом теле — здоровый дух!»

8. О, СПОРТ! ТЫ — ПРОГРЕСС!
Ты способствуешь совершенству человека -
самого прекрасного творения природы.
Ты — устремленность.
Ты предписываешь следовать правилам и требованиям гигиены.
Сдерживаешь от излишеств.
Ты учишь человека добровольно,
сознательно, убежденно поступать так,
чтобы никакие высшие достижения,
никакой рекорд не были результатом перенапряжения,
не отразились на здоровье.
Никаких стимуляторов, кроме жажды победы
и мудрой тренировки, не признаешь ты.
Ты убеждаешь, что прогресс физический
и прогресс нравственный — два пути к одной цели.

9. О, СПОРТ! ТЫ — МИР!
Ты устанавливаешь хорошие, добрые,
дружественные отношения между народами.
Ты — согласие.
Ты сближаешь людей, жаждущих единства.
Ты учишь разноязыкую, разноплеменную молодежь
уважать друг друга.
Ты — источник благородного, мирного, дружеского соревнования.
Ты собираешь молодость — наше будущее, нашу надежду —
под мирные знамена.
О, спорт! Ты — мир!

* Поговорите о дружбе. Предложите нарисовать картину на тему «Мир во всём мире!» и как этому способствует спорт.

Первую эмблему создал сам Пьер де Кубертен в 1913 году. Это были пять разноцветных колец, сцепленных между собой. Сейчас никто не может утверждать, что количество и цвет колец барон связывал именно с континентами. Известно, что на саму идею его натолкнули рисунки сохранившихся старинных греческих сосудов, фрески.

* Предлагаю спросить самих детей, что они хотят  — порисовать, полепить, поклеить или ещё что-то творческое поделать.

Можно вырезать из картона пять колец и каждое раскрасить в соответствующий цвет. Для того чтобы их сцепить – разрежьте, проденьте и скрепите с обратной стороны скотчем.

Можно слепить пять объемных колец из пластилина. Это очень хорошо подойдёт для самых маленьких детишек, для развития ручек.

Можно собрать из мозаики, кубиков, бусинок, выложить из ярких цветных ленточек. Фантазируйте!  

Затем, был придуман и сам флаг Олимпийского движения. Это было шелковое белоснежное полотно, на котором великолепными мастерами, специально отобранными для столь необычного и важного дела, были вышиты пять колец. Три из них расположили сверху, а два – снизу. Кольца были сцеплены между собой. Флаг получился ярким, красивым, запоминающимся. Цвета колец сохранились до наших дней – голубое, черное, красное, жёлтое, зелёное. Впервые флаг появился на VII летних Олимпийских играх в Антверпене (Бельгия) в 1920 году.

* Очень понравился Олин с дочкой флаг. Простой и эффектный. Поэтому предлагаю воспользоваться красками, фломастерами, цветными карандашами и раскрасить олимпийскую эмблему.

эмблема олимпиады кольца2 кольца3

Позже олимпийскую эмблему стали связывать с пятью континентами, каждому из которых соответствовал свой цвет кольца: Европа – голубой, Азия – жёлтый, Африка – чёрный, Австралия – зелёный, Америка – красный.

В целом эмблема символизировала единство этих пяти континентов в Олимпийском движении.

Знаменитые кольца Евгений Ильин (1976г.)

кольца олимпиады

Кто сказал, друзья, что немы
знаки, символы, эмблемы?
Нет, они глазам ребят
Очень много говорят!
Пуст рисунок и не сложен,
он на смысл большой помножен,
чтоб простой язык эмблем
был всегда понятен всем.
Скажем, видим мы нередко:
белый голубь, в клюве – ветка;
хоть рисунок прост и мал,
он эмблемой мира стал.
Вот, значок к груди приколот,
На эмали — серп и молот.
Серп и молот навсегда
стали символом труда.
Силуэт костра, к примеру,
очень дорог пионеру,
пионерские костры –
гордость нашей детворы.
Ныне каждый замечает
Из колец сплетённый знак.
Ну, а что он означает,
каждый знает?
Как же так?
Разве нас Олимпиада
не касается совсем?
Разве знать о ней не надо
В девять лет и даже в семь?
Нет, болеть и мы умеем,
спорт ребятам по душе!
Мы футболом и хоккеем
увлекаемся уже.
На фигурное катанье
и в бассейны водят нас,
и такое воспитанье
нам, ребятам, в самый!
Потому-то надо, братцы,
разобраться наконец,
чтоб не путать, не сбиваться,
надо толком разобраться –
что за символ Пять колец?
Перво-наперво понять,
почему их ровно пять,
а не шесть и не четыре?
Почему?
Ответ таков:
на планете, в нашем мире,
пять жилых материков.
(А шестой – нежилой,
там мороз не в меру крут,
в Антарктиде ледяной
лишь полярники живут).
Ну, а пять материков,
как доверенных послов,
шлют спортивные отряды
на призыв Олимпиады.
Из Австралии зелёной
приплывают Пит с Ивонной.
Цвет травы, зелёный цвет –
из Австралии привет.

кольца олимпиады

Азиатский материк
многолюден и велик,
Ким, Юкио, Синг и Тан –
все из азиатских стран.
Солнце из-за океана
поднимается в зенит,
на востоке рано-рано
солнце окна золотит.
Потому-то жёлтый цвет –
это Азии привет.

кольца олимпиады
Ну, а Африка послала
Мбагве, Хайле и Али.
Здесь у них друзей немало –
олимпийцы всей Земли!
Знают все, что чёрный цвет –
знойной Африки привет.

кольца олимпиады
И Америке негоже
быть без собственных примет,
у неё кольцо есть тоже,
олимпийский есть привет:
Мери, Джон, Хуан и Рут
красное кольцо везут.

кольца олимпиады
А Жаннета, Пьетро, Тедди,
Ганс, Хелена – все соседи,
на Олимпиаду им
ехать ближе, чем другим.
Из Европы дружбы тропы
к нам спешат – препятствий нет!
А какой же цвет Европы?
Голубой Европы цвет!

кольца олимпиады
Пять колец,
пять кругов –
знак пяти материков.
Знак, который означает
то, что спорт,
как общий друг,
все народы приглашает
в свой всемирный
мирный круг.
Знамениты чемпион
Приглашен.
А кто просто в спорт влюблён
приглашен?
Приглашён!
Люди всех оттенков кожи,
люди из любой страны –
все на праздник молодёжи
к нам в Москву приглашены!
Принимай гостей, столица,
принимай, гостей, страна!
Можно вволю веселиться
там, где радость всем дана!
Превратятся скоро майки
В самый праздничный наряд,
скоро у Москвы-хозяйки
под началом будут стайки
расторопнейших ребят.

кольца олимпиады
Пусть малы мы – ну и что же,
спорт любя,
друзей любя,
мы хозяевами тоже
будем чувствовать себя!
Наши гости –
желтолицый,
чернолицый,
все равны,
словно два крыла у птицы,
как у моря две волны.
С детства видеть нам привычно,
как без ссор и без обид
уживаются отлично
люди, разные на вид.
Сколько в каждом школьном классе
непохожих лиц и глаз:
у веснушчатого Васи
очень смуглый друг Муртаз,
неразлучна с русой Галей
черненькая Халида –
в классе и в спортивном зале
вместе девочки всегда.
И, конечно, не случайно
рядышком идут домой
Ян, Расул, Олеся, Айна
вместе с Милдой и Фатьмой.
Все мы в дружбу верим свято,
каждый в дружбе – молодец,
и рисуют все ребята
добрый знак Пяти колец.
Это дело не простое –
пять колец переплести,
чтоб созвездие такое
над Землёй могло цвести,
чтоб друг друга понимать
научились мы на «5»!

кольца олимпиады

* Замечательное стихотворение! Вы не находите? Вот по нему и поиграем. :)

1 вариант (который я очень люблю):

Вы находите картинки, подходящие сюжету стихотворения. К данному произведению подойдут как большие, так и маленькие. Большими удобно пользоваться, объясняя содержание самому (взрослый показывает правильную последовательность картин) – это удобно для малышей или при проведении занятия для группы детей.

Маленькие картинки можно разложить на столе или на полу (смотря, где вам удобней играть) в хаотичном порядке. И по мере прочтения стихотворения ребёнок сам разыскивает нужные иллюстрации и выкладывает их в виде вертикальной (соблюдаете стихотворный стиль раскладывания) или горизонтальной (обращаете внимание больше на само содержание) цепочки.

2 вариант:

Путешествуем по карте.

Если у вас на стене висит большая карта со всеми материками или есть возможность расстелить её на полу, то вы можете отправиться в самое настоящее путешествие, не выходя из дома.

Попросите ребёнка найти среди игрушек маленький кораблик или самолётик, в зависимости от того, на чём будете путешествовать.

Сначала найдите вместе главный пункт назначения. В этом году, это, конечно же, Сочи. Отметьте как-нибудь, например, липким стикером. Путешествовать будем по содержанию стихотворения:

1. Австралия, 2. Азиатские страны, 3. Африка, 4. Америка, 5. Европа

Вместе с ребёнком проплывая по рекам и морям, читайте их названия. Если вы летите на самолете, прочитывайте названия местностей (стран, гор, морей, рек и т.д.). Приплыв (прилетев) к нужному материку, обогните его – посмотрите внимательно, что его окружает. Найдите столицу страны–участницы Олимпиады. Можете тоже отмечать цветными стикерами. Лучше тогда выбрать цвета, соответствующие цветам олимпийских колец.

Внимание! Познакомившись с одним материком, возвращайтесь в исходную точку, в нашем случае – в Сочи. А потом из места проведения Олимпиады плывите (летите) к следующему материку.

Во время путешествия вспоминайте всё, что знаете про материки или страны. Если вы знаете, что ваш ребёнок знаком с этой страной (вы читали книжки, смотрели телевизор, отдыхали там и т.д.) постарайтесь вывести его на рассказ о ней. Пусть расскажет то, что знает. Помогите ему наводящими вопросами.

Закончив своё путешествие, спросите ребёнка понравилось ли ему, что больше запомнилось.

3 вариант:

Здесь вам понадобятся листы А4 или ватман. Если у вас просто листы А4, то на каждом из них можно будет разместить материал только одного материка. Если вы используете ватман, то сможете обыграть все материки сразу вместе. Нарисуйте на ватмане большую олимпийскую эмблему – кольца. На листе А4 нарисуйте один круг (вверху), а внизу приклейте карту материка (прежде найдите в интернете подходящего размера и распечатайте).

А теперь воспользуйтесь идеей с иллюстраций книги.

Объясню, на примере одного материка:

Из цветной бумаги вырезаете круг соответствующего цвета или раскрашиваете нарисованный. Внутрь кольца можно поместить или карту с этим материком, или маленькие картинки, соответствующие ему (национальную еду, животных и птиц, обитающих там, достопримечательности, предметы обихода, растительный мир, детали национальной одежды и т.д.) Возле карты хорошо будет разместить людей, которые могут жить на данном материке. Если вы играете со старшими детьми, которые уже учатся в школе, то можно в интернете найти чемпионов – олимпийцев, распечатать и приклеить их вокруг кольца. Не забудьте подписать имена – это будет ценно для развития ребёнка. Можно ещё поискать те виды спорта, где чаще всего выигрывали участники этих стран и тоже приклеить на лист.              

В 1988 году флаг заменили новым, который был представлен на XXIV Олимпийских играх в Сеуле (Корея). А старый попал в музей и хранится до сих пор в Лозанне (Швейцария).

Когда в Международном олимпийском комитете принимается решение в какой стране будет проходить очередная Олимпиада, то приглашается спортивный совет этой страны и подробно оговариваются все детали символики Олимпийских игр. Дело в том, что основа символов сохраняется всегда, но она может быть видоизменена и каждая страна старается сделать её уникальной.

* Попробуйте всей семьёй пофантазировать и представить, какие у вас могут получиться эмблемы, флаги Олимпиады, если бы она проходила у вас в семье. Нарисуйте и покажите нам.

Сам флаг Международного олимпийского комитета представляет собой сочетание логотипа и девиза. Флаги национальных олимпийских комитетов обязательно содержат эмблему из пяти колец.

* Подробно об этом можно прочитать в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Олимпийский_флаг

В церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр обязательно участвует Олимпийский флаг. Его несут самые-самые заслуженные чемпионы в раскрытом виде так, чтобы со всех трибун, рядов, мест могли увидеть даже самые маленькие зрители. Чтобы в сердцах всех людей зародилась гордость, уважение и патриотизм к своей стране, спортивной команде и стремление жить в мире.

Существует очень хорошая традиция, когда проходит церемония закрытия, мэр города, в котором завершились игры передаёт флаг мэру города следующих игр. В течение четырёх лет флаг остаётся в здании мэрии города, который готовится к очередным играм.

При поднятии и спуске Олимпийского флага обязательно звучит Олимпийский гимн.

Гимн Свободе

Узнаю клинок расплаты,
Полыхающий грозой,
Узнаю твой взор крылатый,
Охвативший шар земной!
Доблесть древнего народа,
Возродившаяся вновь,
Здравствуй, гордая Свобода,
Здравствуй, эллинов любовь!
И печальна, и стыдлива,
На костях священных их
Долго ты ждала призыва
Поколений молодых.
Благодатных дней прилета
Долго ты ждала впотьмах:
Все молчало в царстве гнета,
Все сковал мертвящий страх.
Утешением единым
Ты, гонимая, жила —
О величии старинном
Речь вела в годину зла.

Друзья, покажите нам, пожалуйста, что у вас получилось. Разместите свои рассказы, фотоотчеты у себя на сайтах, блогах, страничках и бросьте в линки. Пусть соберётся хорошая коллекция, чтобы все могли воспользоваться замечательными вашими идеями. Спасибо всем, кто делится своими занятиями!

(Использованы материалы Википедии и книги «Знаменитые кольца» Евгений Ильин)

Друзья, мы будем очень ждать вашей обратной связи ! Размещайте свои ссылки в линки здесьТакже вы можете прислать свои занятия мне на почту  wingstime.sayt@yandex.ru и я размещу их на страничках колблога.

До встречи !

Анна Иофина, сайт «На Крыльях Времени»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Олимпийские игры с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Символы Олимпиады — тема 2 ОИ (эмблема, флаг, гимн)

  1. Уведомление: История возникновения Олимпийских игр | Коллективный блог для мам

  2. Helen Z говорит:

    Очень интересный проект у вас! Тоже есть большое желание провести такие занятия… но что-то пока не успеваю ((( Может, все же получится ….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>