Искусство игры

Девочки, приветствую! Я к вам с вопросом. Точнее, даже не одним, а с целой группой вопросов на интересующую меня тему. Надеюсь на ваше участие в обсуждении.

Наверняка вы замечали, что у одних мам дети любят и умеют играть самостоятельно, у других — ждут инициативы со стороны взрослых. Эта же ситуация переносится и в детский коллектив: играя с друзьями, самостоятельные и инициативные дети сами придумывают игры; те же, у кого нет привычки этого делать, более склонны играть по чужим правилам.

Как правило, и те, и другие дети бывают рады вниманию взрослых. Но внимание им требуется разного рода: самостоятельным детям хочется, чтобы взрослые играли по их правилам; более ведомые ждут подсказки от взрослых, как играть.

Предлагаю вам поговорить о том, как увлечь разношёрстную группу детей на детской площадке.

Мои вопросы заключаются в следующем. Если вам доводилось играть с группой детей, то по какому принципу вы «подстраиваетесь» к ним: сверху (объясняете правила и просите детей их соблюдать), снизу (просите научить вас играть в их игру) или наравне (предлагаете придумать игру вместе)? Что делаете, если коллектив детей не проявил интереса к предложенной вами игре: изменяете правила, отходите в сторону или что-то ещё? Какие игры на ваших детских площадках пользуются успехом в большей степени: тихие, подвижные, спортивные, ролевые и т.д.?

Заранее благодарю за участие.

Ольга, автор сайта http://olga-ekb.ru/Image

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

12 комментариев: Искусство игры

  1. Мария Юнак говорит:

    У меня с этим проблема. Поэтому делиться пока нечем. Почитаю других.
    На занятиях-то я знаю, чем увлечь, а просто на площадке…

    • Olga SE говорит:

      Да, на занятиях — это немного другое. Там игры более обучающего характера. Во дворе такие не пройдут.

      Насколько я вижу, во дворе большим успехом пользуются подвижные и спортивные игры или даже просто занятия спортом: прыжки на скакалке, бег, метание в цель…

  2. Zelya говорит:

    Я обратила внимание на то, что у нас во дворе дети не играют в групповые игры: кто-то на качелях, кто-то в песочнице, кто-то висит, кто-то в футбол играет… А вот, чтобы организованно играть в одну игру, я уже давно не видела такого. Может взрослые ругаются, потому что машины кругом, а может есть другие причины. Когда моя дочь играла с группой детишек, им взрослые были не нужны совсем, они сами придумывали правила, по ходу эти правила менялись, кто-то закатывал истерику, кто-то обижался и не хотел играть, кто-то приводил свою маму, чтобы она на всех накричала, потому что дети с ней не играют. И это повторялось каждый день. Поэтому у меня приятных воспоминаний о детской площадке нет. Мальчишки играют в футбол, ругаются матом. Рядом песочница, дети отбирают друг у друга игрушки, а потом кидаются песком. Кто-то кого-то сгоняет с качелей…
    В моем детстве дети постарше учили младших, как играть. Взрослых на улице не было вообще, все были на работе.

    • Olga SE говорит:

      Вот и я обратила на это внимание — и мне не захотелось, чтобы моя дочка пополняла лагерь скучающих от неумения себя занять детей. Попробовала поиграть с ними и увидела, что они не против (даже дети постарше), а только за. Попробовала еще раз — тоже успешно. Так что теперь захотелось исследовать тему игровых взаимоотношений взрослых и детей более глубоко. :)

      • igraemrastem говорит:

        Мне кажется, что постепенно, по мере накопления игрового опыта, который Вы передадите ей и ее друзьям она станет более самостоятельной.

        • Olga SE говорит:

          Тут дело немножко в другом: моя дочка как раз очень самостоятельная и играет она, как правило, с детьми старше себя. Зачастую у нее прекрасно получается сплотить коллектив в предложенной ею игре. Но иногда я вижу, как ей не удается увлечь своим энтузиазмом более старших подруг или друзей. Вот именно в этом мне и хочется ей помочь: научить направлять энергию группы в конструктивное русло.

  3. tavika говорит:

    Оля, я постоянно организовываю игры во дворе. У нас там большая компания вполне нормальных и адекватных детей примерно одного возраста, плюс минус 2 года. Штук 5-7 наберется :) Да еще часто чужие подключаются. Обычно дети как-то играют сами. Но я вмешиваюсь, если самостоятельная игра не ладится и начинаются ссоры. Или если, как сейчас, долго гуляем на улице и детям уже все надоело. Или если мне надоедает смотреть, как дети неделю подряд роют ямку под одним и тем же деревом. Тогда я иду к детям и предлагаю им поиграть. Меня даже бабушки просят: «Тань, займи их»))) Учу новым играм, а иногда просто хватает предложения поиграть во что-то или напоминания о какой-то игре. Обычно стоит только вместе с ними начать, проиграть пару кругов, а потом они прекрасно обходятся сами. В естественном круговороте жизни эту роль заводилы должны бы взять на себя старшие дети. Но у нас гуляют только мамы с малышами. Когда дети вырастают, я не знаю, куда они пропадают: во дворе нет никого. Только во время каникул наблюдаются слоняющиеся по двору подростки с мобильными телефонами, в которые они и играют. Поэтому опыт игр не передается. Кстати, ребята-подростки (13-14 лет!) иногда присоединяются к малышам. Да с такой радостью! Как мало они знают групповых игр, тех, в которые все играют еще в садике — я для них Америку открываю. А я бываю очень рада, когда потом старшие уже сами, своей группкой играют в то, чему я научила.
    Насчет того, как играть. Я делаю так. Никого не обучаю, ни от кого ничего не требую. Начинаю обычно с моей Катей и ее двумя друзьями — они меня хорошо знают и у нас есть контакт. Остальные начинают (или не начинают) интересоваться, подходят и просятся в игру. Поэтому как-бы сразу принимают наши правила. Т.е. дети подстраиваются ко мне.
    Если что-то не идет, то вместе меняем правила так, чтобы всем было хорошо. Маленьким — облегченные правила. Старшим — дополнительное задание и т.д. Но такого, чтобы дети не захотели играть еще не было))) Стоит только сказать: «А давайте…» и все сразу бегут ко мне. Для них игра со взрослым — это отдельное удовольствие. Я не думаю, что дело тут в моих весьма посредственных педагогических талантах. Просто взрослые так редко «спускаются» с высоты своих серьезных дел к малышам, что для них это экзотика.
    Насчет характера игр — все зависит от компании. Если гуляет Катя и еще 1-2 друга, то прекрасно можно проводить с ними интеллектуальные игры со сложными правилами. Или заниматься какими-то развивающими занятиями, требующими сосредоточенности. Но чем больше детей, тем активнее они себя ведут. Уже никто ни о чем думать не может, им надо бежать, ловить, скакать. Поэтому в больших компаниях обычно играем в подвижные игры.
    У меня в блоге есть посты с примерами детских игр для улицы: «Игры во дворе для детей 3-5 лет» http://ta-vi-ka.blogspot.com/2012/06/3-5.html и «Игры на улице летом» http://ta-vi-ka.blogspot.com/2012/06/blog-post_01.html Это то, во что мы сами играем во дворе. Может, какие-нибудь идеи пригодятся.

    • Olga SE говорит:

      Таня, заглянула посмотреть на ваши игры и обнаружила, что практически все мне знакомы из детства.

      Надо и мне более детально заняться этим вопросом и систематизировать старые игры, а также познакомиться с новыми.

      Спасибо за отклик!

  4. igraemrastem говорит:

    какой шикарный вопрос! Часто замечала что более старшие дети редко объединяются для больших совместных игр разве только с «стоп земля» и что-то типа этого. В принципе оно и понятно, так как в игре, при объединение мальчиков и девочек часто получается очень обидная для девочек ситуация когда мальчики плюются, обзываются, жулят. Да и как-то игр они мало знают. Вот тут-то мне кажется кроется родительская не внимательность. Необязательно играть вместе со взрослым ребенок, но рассказать ему про игры своего детства можно. А можно кино интересное показать или праздник старых игр во дворе устроить. И таким обзором разнообразить знания своих детей об играх. Ведь 7-9 лет это еще дети, хоть и большие и в этом возрасте нужно не только книжки читать и уроки делать, но играть. Если говорить о более маленьких детях (2-3-4 года), то по своему опыту могу сказать, что они вполне способны объединяться для не долгой совместной игры. Моя по крайней моя очень легко вписыается в такие «совместники». Очень любят они догонялки. Но если, что-то нужно делить, то дружба сразу становиться по боку. На площадке в основном наши детки бегают сами по себе, но как бы вместе. Объединить их в совместную игру пока удается с трудом, т.к. за каждым ходит мама и строго следит, чтобы общение было «культурным» и ее ребенку не навязывали чужих истин. Часто объединение происходит в песочнице. Я всегда, как дура, строю замки вместе с дочкой и не потому, что ей это надо, ей как раз совсем не надо, а потому, что это мне нравится. И вот в этот момент подходят другие детки, малыши просто возятся рядом, старшие дети смотрят спрашивают, начинают играть рядом. С ними уже можно поговорить, они в какой-то мере уже отвечают за себя. И тут мы играем из позиции сверху постепенно переходя в позицию «наравне». Чаще всего на площадке, да и на занятиях если того позволяет группа, я стараюсь быть в позиции» наравне.» А так завязать игру …. конечно в голову приходило… но это же чужие дети и как на это отреагируют чужие родители я не знаю. Именно это меня часто останавливает. Ведь я для них просто примелькавшаяся тетя с площадки и мама девочки Алисы, а не педагог к которому они привели своих детей.

    • Olga SE говорит:

      Видимо, мы с вами немного в разных возрастных категориях. :) Моей дочке пять, а ее друзьям по играм — по 7-8 лет. За ними уже никто особо не следит, так что мы можем «безнаказанно» играть.

      • tavika говорит:

        Мой опыт показывает, что чужие родители с радостью «передают бразды правления», если кто-то из взрослых начинает руководить общей игрой. Они только рады, что их ребенка кто-то развлекает. У нас на школьном стадионе один папа занимается так с малышами разных возрастов. Сначала он выходил только со своим сыном-первоклашкой. И проводил зарядку. Потом к нему стали присоединяться другие. Просто подходили чужие детки посмотреть, да так и оставались. А теперь там каждый вечер собирается внушительная компания человек 20! А все мамы и бабушки стоят поотдаль и не налюбуются на своих детей)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>