Читаем и обсуждаем. Как общаться с ребенком. Урок 3

Урок третий. «Давай вместе!»

На прошлой неделе мы говорили о том, что если ребенок хочет что-то делать сам и делает это с удовольствием, то не следует ему мешать, критиковать или «помогать».

Но совсем другое дело, если ребенок не может справиться с делом, тогда позиция невмешательства может принести только вред. Бывает, что мы хотим приучить детей к самостоятельному принятию решений, хотим, чтобы они не боялись трудностей и находили выход из трудной ситуации, чтобы делали открытия и преодолевали препятствия сами.  А бывает, что родителям просто некогда или они сами не знают, как решить bikeтрудную задачу.  В книге «Как общаться с ребенком» мы находим Правило № 2 :

Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе».  Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений.

На первый взгляд может показаться, что Правила 1 и 2 противоречат друг другу. Однако, противоречие это кажущееся. Просто они относятся к разным ситуациям. В ситуациях, где применимо Правило 1, ребенок о помощи не просит и даже протестует, когда ее оказывают. Правило 2 используют, если ребенок либо прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него «не выходит», «не получается», что он «не знает как», либо вообще оставляет начатое дело после первых неудач. Любое из этих проявлений — сигнал о том, что ему необходимо помочь.

Наше Правило 2 — не просто добрый совет. Оно опирается на психологический закон, открытый выдающимся психологом Львом Семеновичем Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития ребенка».

Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга — дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще.

Например, дошкольник уже может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может хорошо организовать свои дела в течение дня. Вот почему в семье дошкольника так часто звучат родительские слова «Пора», «Теперь мы будем», «Сначала поедим, а потом…»

Давайте нарисуем простую схему: один круг внутри другого. Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами малого и большого круга — дела, которые ребенок делает только вместе со взрослым. За пределами большего круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со старшими.

Вот теперь можно объяснить, что открыл Л. С. Выготский. Он показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой,  и именно благодаря тому, что это было «с мамой».

Зона дел вместе — это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития.

Теперь, я надеюсь, вам станет более понятно, почему оставлять «из педагогических соображений» ребенка одного там, где ему трудно — грубая ошибка. Это значит не учитывать основной психологический закон развития!

Надо сказать, что дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются. Как часто они просят: «Поиграй со мной», «Пойдем погуляем» «Давай повозимся», «Возьми меня с собой» «А можно я тоже буду…». И если у вас нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один: «Да!».

Теперь посмотрим на каком‑нибудь конкретном примере, как применять Правило 2.

Известно, есть дети, которые не любят читать . Их родители справедливо огорчаются и пытаются любыми способами приучить ребенка к книге. Однако, часто ничего не получается.

Есть более верный способ, который открыли и постоянно переоткрывают родители: читать вместе с ребенком . Во многих семьях читают вслух дошкольнику, еще не знакомому с буквами. Но некоторые родители продолжают это делать и потом, когда их сын или дочь уже ходят в школу.

Мы подошли к тому, чтобы записать Правило 2 целиком.

Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Многим из вас, наверное, доводилось учить ребенка кататься на двухколесном велосипеде. Обычно начинается с того, что ребенок садится в седло, теряет равновесие и норовит упасть вместе с велосипедом. Вам приходится, схватив одной рукой руль, другой седло, удерживать велосипед в вертикальном положении. На этом этапе почти все делаете вы сами: вы везете велосипед, а ребенок лишь неумело и нервно пытается крутить педали. Однако через некоторое время вы обнаруживаете, что он начал сам выправлять руль, и тогда вы постепенно ослабляете свою руку.

Еще через некоторое время оказывается, что вам можно оставить руль и бежать сзади, лишь поддерживая седло. Наконец, вы чувствуете, что можете временно отпустить седло, давая ребенку проехать самостоятельно несколько метров, хотя готовы подхватить его снова в любую минуту. И вот настает момент, когда он уверенно едет сам!

Если присмотреться к любому новому делу, которое дети осваивают с вашей помощью, многое окажется похожим. Обычно дети активны , и они постоянно стремятся взять на себя  то, что делаете вы.

Стремление ребенка завоевывать все новые «территории» дел очень важно, и его следует охранять как зеницу ока.

Мы подошли, пожалуй, к самому тонкому моменту: как уберечь естественную активность  ребенка? Как не забить, не заглушить ее?

Оказывается, родителей подстерегает здесь двойная опасность.

Опасность первая — слишком рано переложить свою часть на ребенка. В нашем примере с велосипедом это равносильно тому, чтобы уже через пять минут отпустить и руль, и седло. Неизбежное в таких случаях падение может привести к тому, что у ребенка пропадет желание садиться на велосипед.

Вторая опасность — наоборот, слишком долгое и настойчивое участие родителя , так сказать, занудливое руководство, в совместном деле. И снова наш пример хорошо помогает увидеть эту ошибку.

Представьте себе: родитель, держа велосипед за руль и за седло, бегает рядом с ребенком день, второй, третий», неделю… Научится ли тот ездить самостоятельно? Едва ли. Скорее всего, ему вообще надоест это бессмысленное занятие. А уж присутствие взрослого — непременно!

В следующих, уроках мы не раз вернемся к трудностям детей и родителей вокруг повседневных дел. А сейчас пора перейти к заданиям.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Задание первое.

Выберите для начала какое‑нибудь дело, которое не очень хорошо получается у вашего ребенка. Предложите ему: «Давай вместе!» Посмотрите на его реакцию; если он проявит готовность, займитесь с ним вместе. Внимательно следите за моментами, когда можно ослабить ваше участие («отпустить руль»), но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка; поздравьте его (а заодно и себя!).

Задание второе.

Выберете пару новых дел, которые вы хотели бы, чтобы ребенок научился делать сам. Повторите ту же процедуру. Снова поздравьте с успехами его и себя.

Задание третье.

Обязательно в течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребенком, чтобы время, проводимое вместе с вами, было для него положительно окрашено.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Вопросы воспитания с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

8 комментариев: Читаем и обсуждаем. Как общаться с ребенком. Урок 3

  1. marinamorskaia говорит:

    Вот этот урок мне очень понравился. Теперь больше обращаю внимание на возможности сына и стараюсь не помогать ему в том, что он неплохо может сделать сам:)

  2. Olga SE говорит:

    Ага, и для нас очень актуальная тема. Это действительно трудно: балансировать между опекой и желанием дать ребёнку полную самостоятельность. Это можно назвать сотрудничеством или родительской заботой. Буду делать домашнее задание. Спасибо, Зеля!

  3. azbukauma говорит:

    Отличный советы, но так сложно им соответствовать. Присоединяюсь к проекту и тоже буду делать домашнее задание. В первую очередь — это работа над собой. Самое сложное, когда ребенок просит, сказать ему «да!». Самой же быстрее, лучше

  4. Милана говорит:

    У меня в этом плане проблема с дочкой. Она не хочет делать без меня даже то, что прекрасно может сделать сама. Например ей надо что-то нарисовать, у неё ещё не получается идеально красивый рисунок, а она хочет именно такой. Просит помочь, я ей помогаю, объясняю как провести ту или иную линию, какой цвет подобрать и т.д. В итоге она разными хитростями пытается переложить это на меня. Я, конечно, это понимаю и отказываюсь дальше помогать, а она обижается. Как быть?

  5. Zelya говорит:

    Моей дочери исполнится 13 и в последнее время происходит аналогичная ситуация и не только с рисованием. Я тоже часто говорю: «Это ты можешь сама сделать», но ей не хочется учиться, она говорит: «У меня плохо получится» и время не хочет на это тратить, лучше в компьютере посидит. Она думает, что если взялась за дело, то оно должно получиться сразу на отлично и не верится, что «терпение и труд все перетрут», что навык приобретается в процессе многократного повторения, но мы живем в век «микроволновок», когда все должно происходить быстро , поэтому многое не доводим до конца. Я почти всему училась сама методом проб и ошибок, мама мне не помогала.

    В школе к ней постоянные претензии типа «могла бы учиться лучше», «могла бы прыгнуть дальше», «могла бы нарисовать красивее», может они тоже пытаются за нее начертить зону ближайшего развития, а она действительно делает все, как может, а потом психует, когда ей такие замечания делают. По школьной программе я очень редко помогаю, только если действительно задание очень трудное, а учебник ничего не объясняет.

    Меня она попросит сделать что-то вместе, если подарок хочет кому-то подарить и хочется, чтобы было красиво, а когда просто внимания не хватает, тогда можем почитать вместе или кино посмотреть.

  6. Милана говорит:

    Я думаю у нас аналогичная ситуация, хочется быстро и красиво, а так не всегда получается!

  7. Zelya говорит:

    Ну что же, я домашнее задание выполнила. В прошлую субботу Эмилия не очень хотела идти в школу, два урока технологии, физкультура… Но без уважительной причины мы школу не пропускаем. Оказалось, что она оставила выкройку в кабинете русского, а учительница была на больничном. Без выкройки на технологии делать нечего. Я ей сказала, что если она попросит, ей откроют кабинет, и она заберет свою выкройку. Но ведь это так страшно… Вернувшись из школы, она сказала, что у нее все получилось, кабинет ей открыли. Но вот только она не очень поняла, как переносить выкройку на ткань, тем более выкройка изрядно помялась. Сегодня мы выполнили пункт «Давай вместе». Мы вместе прикололи, расчертили, отмерили припуски на швы и вырезали. Эмилия была очень рада и довольна, потому что этот процесс видно ее пугал. Все закончилось обнимашками.

  8. Анна говорит:

    Да.. спасибо, что напомнили про этот нюанс в развитии самостоятельности..
    Я иногда забываю, потому что, как мне кажется, развитие у старшего ребёнка (4г) идёт по принципу 2 шага вперёд и 1 назад. А я уже привыкла к его самостоятельности)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>