Читаем и обсуждаем. Как общаться с ребенком. Урок 2

В первом уроке по книге Юлии Борисовны Гиппенрейтер ” Общаться с ребенком. Как?” был посвящен безусловной любви. Очевидно, что проблем с безусловным принятием собственного ребенка у нас не возникают, поэтому комментарии в основном обсуждали тему объятий. Интересно, что моя дочь решила (сама) прочитать книгу, так как это ей поможет в общении с малышами и теперь заявляет мне, что ей положено 4 объятия в день. Но это уже становится хорошей привычкой. Если вы пропустили эту главу,  вы можете поделиться своими мыслями в любое время.

Итак, сегодня мы поговорим о том, когда следует помогать ребенку, а когда — нет.  Следует ли вмешиваться в процесс его деятельности, если он не просит о помощи? Как указывать на ошибки?ParentsPict

«Да, знание ошибок полезно и часто необходимо, но указывать на них нужно с особенной осторожностью. Во‑первых, не стоит замечать каждую ошибку; во‑вторых, ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом; наконец, замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.

И в этом искусстве нам стоит поучиться у самих детей. Спросим себя: знает ли порой ребенок о своих ошибках? Согласитесь, часто знает — так же, как ощущает нетвердость шагов годовалый малыш. А как он к этим ошибкам относится? Оказывается, более терпимо, чем взрослые. Почему? А он доволен уже тем, что у него что‑то получается, ведь он уже «идет», пусть пока нетвердо. К тому же, он догадывается: завтра получится лучше! Мы, родители, замечаниями хотим скорее добиться лучших результатов. А получается часто совсем наоборот.

ЧЕТЫРЕ РЕЗУЛЬТАТА УЧЕНИЯ

Ваш ребенок чему‑то учится. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов.

Первый,  самый очевидный — это знание, которое он получит или умение, которое он освоит.

Второй результат менее очевиден: это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.

Третий результат — эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.

Наконец, четвертый результат — след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог также может быть либо положительным , либо отрицательным.

Запомните, родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился?). Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее!

Так что, если ваш ребенок строит из кубиков странный «дворец», лепит собачку, похожую на ящерицу, пишет корявым почерком или не очень складно рассказывает о фильме, но при этом увлечен или сосредоточен — не критикуйте, не поправляйте его. А если вы еще и проявите искренний интерес к его делу, то почувствуете, как усилится взаимное уважение и принятие друг друга, так необходимые и вам, и ему.

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишся!»

Задание первое.

Представьте себе круг дел {можно даже составить их список), с которыми ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно.

Задание второе.

Для начала выберите из этого круга несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрите старания ребенка, несмотря на их результат.

Задание третье.

Запомните две‑три ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными. Найдите спокойное время и подходящий тон, чтобы поговорить о них.

А как вы реагируете на ошибки своих детей? Давайте обсудим это вместе в комментариях.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Вопросы воспитания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: Читаем и обсуждаем. Как общаться с ребенком. Урок 2

  1. Милана говорит:

    Ох, ну и трудная же это работа работать над собой:) Прошлую неделю старались усердно выполнять домашнее задание, вроде стало что-то меняться, дети стали более открытыми и откровенными. Но мы ещё всё же далеко от идеала, так сказать. Папе нашему особенно тяжело даётся работа над собой. На счёт сегодняшней темы, у нас всегда по-разному, иногда мы вообще не вмешиваемся в процесс или помогаем, если детям это нужно. А иногда мне так и хочется в чём-то их подправить. Особенно старшего, Никиту, мне иногда кажется, что он уже может делать лучше и я стараюсь его к этому подтолкнуть. Ну он пока никогда не был против моих замечаний, может быть я корректно его исправляю. Не знаю. Но, просто мне самой иногда кажется, что лучше бы я не лезла, пусть сам сделает по-своему, только думаю об этом уже после того, как влезла:)

  2. Мария Юнак говорит:

    Да уж, эта тема нам сейчас близка. Правда немного с другой стороны. Я как раз стараюсь не вмешиваться часто, особенно если Сеня не просит сам помощи, или это дело для него привычное, то есть когда и так ясно, что помощь не нужна.
    Но последнее время ребенок растет и становится все самостоятельнее. А не все, что он хочет делать сам, у него получается.
    Говорит «я сам», а потом истерика оттого, что не получается. Я предлагаю помощь, опять «я сам» и плач( Папа начинает психовать…
    И как тут выкрутиться?

  3. Olga SE говорит:

    Позабавило про Эмилию. :) И напомнило о том, как в детстве я требовала от мамы 18 минут времени ежедневно, потраченного лично на меня (тогда была актуальна такая статистика).

    Что касается помощи, я свою не навязываю. Для нас скорее актуален вопрос инициативы. Но, думаю, это уже тема для отдельного разговора.

  4. Zelya говорит:

    Мне легко не вмешиваться, когда меня не просят, скорее всего, потому что я сама всегда занята. В первом классе мы вместе делали уроки, но без эмоциональных истерик, единственное, что мне не нравилось — это почерк дочери, работать над которым она просто не хотела. Когда я была маленькой, я вырывала лист и переписывала все заново, если сделала одну ошибку, сейчас дети очень небрежно к этому относятся, но их это устраивает. Со второго класса Эмилия учится сама и я не вмешиваюсь в процесс, хотя многие мамы и в 6 классе все еще делают уроки вместе с детьми (мамы отличников).
    У меня принцип «не делать за ребенка то, что он может сделать сам», но я сталкиваюсь с другой проблемой. Маленькие не могут, но хотят, а большие дети могут, но уже не хотят. Вспоминается, как малышка гонялась с веником, делала тесто для блинов, лепила цветочки для пирогов, «наводила порядок», а теперь на вопрос: «Есть будешь?», слышу ответ: «Если согреешь, то буду». Им уже лень! На прошлой неделе пришел ученик и говорит: «Давайте, вы мне перевод продиктуете, а я запишу». Зря он это сказал, потому что весь текст со словарем переводил сам. Теоретически он может это сделать сам, но ему неохота.

    • Мария Юнак говорит:

      да, лень — это бичь. И мой тоже( И как детей научить не лениться? Наверное, только через себя. Но ты, Зеля, ведь не ленишься, а у Эмилии это уже заводится. Значит, из школы пришло? Плохое быстро прилипает(
      Вот, нам нужно обсудить вопрос, как бороться с ленью и мамы и ребенка)))

      • Zelya говорит:

        Когда мы в начальной школе занимались проектной деятельностью, я предложила Эмилии написать проект о лени :) , но потом все писали одинаковый проект. Может просто подростковый возраст наступил, хотя до школы мы были другими.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>